Испания: музей будущего в настоящем

   В 1991 г. представители страны басков обратились в Фонд Соломона Гуггенхайма с предложением поучаствовать в развитии своего региона, в частности, города Бильбао. В фонде было принято решение выстроить в Бильбао здание очередного Музея Гуггенхайма. Разрабатывать проект поручили Фрэнку Гери – известному американскому архитектору, который смело сочетает различные строительные материалы, любит оригинальные формы и не боится отступать от классики.
    Здание музея, открытое для публики в 1997 г., сразу было признано одним из наиболее зрелищных строений в мире в стиле деконструктивизма.
Это уникальное здание, «одетое» в стекло и сверкающие на солнце листы титана, расположилось в центре города, на берегу реки Нервион. Оно занимает площадь 32 500 кв.м и лежит на 16 м ниже уровня остальных городских построек. Удивительный футуристический силуэт музея у разных людей рождает самые разные ассоциации: одним постройка напоминает огромную фантастическую рыбину, другим – парусник, третьим – крушение поезда. Здание сравнивают с космическим кораблем, портальным краном, разводным мостом, экзотическим цветком… Но ни одна из этих ассоциаций не способна передать истинное впечатление от постройки.
     Фрэнк Гери проектировал свое удивительное здание с помощью компьютера. Идея архитектора заключалась в том, чтобы «подвести» город к дверям музея. Весь ансамбль в комбинации с рекой и заполненными водой водоемами выглядит подобно гигантской скульптуре, возвышающейся на фоне городской застройки. Вода подобно защитному рву опоясывает здание, добавляя дополнительный «слой» восприятия.
Центральный атриум высотой 55 м служит точкой опоры для окружающих галерей – подобно стеблю, от которого в стороны отходят ростки.
Постоянные экспозиции музея посвящены искусству XX в.: инсталляций и электронных работ здесь больше, чем традиционных скульптур и картин, среди которых работы Пабло Пикассо, Жана Миро, Василия Кандинского. Центральной частью коллекции является серия скульптур «Суть времени», выполненных из атмосферостойкой стали скульптором Ричардом Серра и размещенных в галерее «Арцелор». Большая часть коллекции состоит из авангардных работ и абстракций. Музей устраивает и временные тематические выставки. Однако все же они отходят на второй план, уступая по оригинальности самой постройке. С первого дня открытия музея туристы со всего мира едут посмотреть на это чудо.

Окунемся в историю...

    Музей Гуггенхайма современной живописи и скульптуры отсчитывает свою историю с 1937 г., когда Соломон Гуггенхайм учредил фонд, назвав его своим именем. Основу музея составила коллекция произведений абстракционистов, собранная в 1920-х гг. семьей американских промышленников и филантропов швейцарского происхождения Гуггенхаймов, разбогатевших на добыче меди и заложивших основу современной горнодобывающей промышленности США.
В июне 1943 г. фонд заказал строительство музейного здания знаменитому архитектору Фрэнку Ллойду Райту. Проектируя здание, архитектор отказался от традиционной концепции музейных построек, когда посетители, проходя через примыкающие друг к другу залы, вынуждены повторять тот же путь, направляясь к выходу. Здесь зрителям предлагается подняться на лифте на верхний этаж и по внутренней непрерываемой спирали спускаться вниз, осматривая по пути экспозицию. Внешне музей выглядит как перевернутая пирамидальная башня.
Фонд Гуггенхайма не ограничился созданием музея лишь в Нью-Йорке. Его филиалы расположены в Венеции, Берлине и Бильбао.